«Пескоструйщик занимался машиной в минус 10 градусов»
– Всё началось с учебы в Лидском колледже. Лида больше Слонима, там выше шансы встретить старые машины. Это были 2006-2007 годы, мой одногруппник как-то позвал показать автомобиль, который стоял у него во дворе. Я безо всякой задней мысли согласился. То был «запорожец» точно такого же белого цвета, как впоследствии окажется у меня. А тогда у меня только появилась мечта иметь такой автомобиль.
Много подобных машин я в течение этих лет пересмотрел. Иногда даже думал бросить эту затею: то время не позволяло, то финансы, то постройка дома… А когда со всем этим разобрался, понял: можно себе позволить заняться «запорожцем».
Покупка этой машины получилась спонтанной. Она продавалась за тысячу долларов. Фото были из какого-то гаража в Могилеве, качество не очень, но даже по ним я понял, что автомобиль в хорошем состоянии. В итоге три года назад стал хозяином этой машины. Интересно, что после 30-летнего простоя в гараже двигатель завелся просто моментально! Это нонсенс для такой машины. На одометре у нее 40 тысяч километров. Тем не менее даже после покупки и переоформления «запорожец» года два просто стоял с периодическими вылазками типа поездок в лес.
Но как-то раз в зимнем отпуске после Нового года за два дня с парнями полностью разобрали автомобиль – и закрутился процесс восстановления. Как сейчас помню: мастер-пескоструйщик занимался машиной зимой в минус 10 градусов. Это дико, но так получилось, тем более что он работал в специальной камере. Заодно укрыл кузов грунтом.
Той же зимой «запорожец» отправили на сварные работы, отремонтировали пораженные элементы. Мне понравился подход нашего местного жестянщика Димы. Он по-хорошему «замороченный», как художник: если взялся, то делает всё очень аккуратно, в Слониме к нему много людей обращается. Я ему принес буквально стопку разных запчастей, крыльев – и он из них выбирал, вырезал подходящее и вваривал. Получилось ровно и красиво.
А уже весной, ближе к лету, мы машину покрасили. Красил ее мастер Сергей, ему одно удовольствие было ею заниматься. Потом на прицепе перевезли ее в нашу мастерскую, и за полгода я собрал «запорожец». В прошлом мае наконец-то завели и первый раз поехали. Заодно прошли перерегистрацию в МРЭО, поскольку я поменял цвет машины.
Цветом и рулем я обязан напарнику по работе Александру. Он ездил на Audi A4 B6, она была покрашена в такой синий. Мы подобрали похожий от фирмы MIPA. Цвет интересный, немного отдает фиолетовым. А еще у Саши была старая Jetta II, ее утилизировали, а руль MOMO остался висеть на гвоздике. Я всё думал, можно ли его применить на «запорожце», и Саша мне его в итоге отдал. Состояние уже было не очень, но «рукастый» мастер руль восстановил и покрасил в цвет слоновой кости, чтобы он сочетался со щитком приборов. Заодно в руль инсталлировали сигнал и заводскую эмблему с помощью переходника.
«Фары от военной техники, диски от «девятки»
На самом деле на «запорожец» можно найти даже «новодельные» запчасти, они продаются в интернете. Например, корпус щитка приборов, подфарники новые. Это не 3D-печать, а литье, причем сзади даже выбита цена в рублях и копейках, как в оригинале.
По салону мне помогал мастер Сергей, он в Слониме занимается перешивом. Ему я отнес только отпескоструенные и покрашенные корпуса сидений, а он высказал свою точку зрения по поводу оформления салона. Пришли к общему мнению, посмотрели в интернете, чтобы швы повторяли оригинальные. Кстати, карты тоже поменяли: по заводу они из ДВП, быстро разбухают. Поставили из листовой пластмассы. Пол затянули в ковролин, а машину я дополнительно «зашумил».
Считаю, что в заводском варианте неудобно сидеть: торчит много металлических элементов, ковры резиновые… Как будто грузовой автомобиль, а сейчас другое дело.
Как говорится, 50 процентов внешности машины делают колеса. Решил поставить 13-е диски, итальянские легкосплавные, как ставились на «девятку». Пришлось покупать их попарно, иначе было не найти. Их тоже отпескоструили и покрасили порошковой краской.
Подвеска оригинальная, но с доработками. Сзади по заводу «барабаны», однако их торможение никуда не годится, поэтому поставили диски. Спереди суппорты от «девятки», а сзади – от «четвертого» Golf с тросиковым приводом на ручник.
В багажнике – а он тут спереди, напомню – находится бак на 30 литров, аккумулятор, бачок «омывайки», коробка предохранителей (их там всего три). Нишу под аккумулятор немного переделали, чтобы сюда помещалась большая батарея. Многие знают, что в таком «запорожце» на холостых очень слабая зарядка аккумулятора, а батарея большей емкости будет компенсировать этот недозаряд.
Двигатель сзади, он оригинальный 30-сильный. В ранних версиях был агрегат вообще на 23 силы, но сейчас его найти очень сложно. Мотор обслужили, перебрали, так что масло не капает. Из современных доработок – фильтр-«нулевик» и электробензонасос. Заодно переделали так называемую «лыжу», панель на крышке багажника. В хорошем состоянии ее невозможно отыскать. Аналог сделал человек из Жодино, прислал мне, за что ему большое спасибо. Деталь повторяет оригинал, приварили к ней «уши» – и всё стало как надо.
По заводу фарам положены алюминиевые ободки, но они не слишком сильно блестят. Поэтому поставил деталь от мотоцикла Jawa. Сами фары случайно удалось найти новыми – они от какой-то военной техники, но унифицированы, поэтому легко подходят и для «запорожца». «Стекляшки» от повторителей поворотов тоже новые, не выцвевшие. Сзади фонари таки выцвели, в планах купить новые, поскольку сейчас это уже не проблема. Временно покрасили нынешнюю оптику лаком для фар.
«На трассе долго рассматривают и медленно-медленно обгоняют»
Машина собиралась так, чтобы можно было ездить куда угодно, хоть в Минск, хоть в Москву. В прошлом году прокатились на фестиваль старых машин «Золотая миля», который проходил в Станьково. Километров 350 получилось, автомобиль выдержал и приехал своим ходом. Медленно, зато уверенно. Комфорт не тот, что в современных машинах, здесь больше энтузиазм, чем езда.
Но на дороге машина ведет себя нормально. Особенно много внимания со стороны. В Слониме этот «запорожец», наверное, уже все знают: машут, моргают фарами, сигналят. Периодически езжу в Зельву на рыбалку, 30 километров туда и обратно, и обращал внимание, что за мной часто «висят» машины на трассе: просто рассматривают, а потом медленно-медленно обгоняют! Девушки обязательно достают телефоны и снимают. Наверное, для сторис в Instagram.
Топлива «запорожец» тратит немного, до 10 литров на «сотню». Крейсерская скорость – 80-90. По езде машина жесткая, потому что спереди стоят торсионы в отличие от современных «пружинных» автомобилей. Как пишут в интернете, такой «запорожец» стал первой машиной после телеги для советского человека, поэтому тогда и такой «комфорт» был в радость.
Сколько времени и денег потрачено на восстановление? Как минимум на работу специалистов и прочие мелочи ушло около 7000 долларов. Думаю, это даже мало. Наверное, другой здравомыслящий человек сказал бы: «Возьми лучше Passat B6». А машиной я занимался не постоянно, в свободное время, в отпусках. За три года и собрал. Если восстанавливать «запорожец» в оригинал, то уйдет еще больше.
В Америке есть своя ретрокультура, дань старым машинам, тому же Ford Mustang и так далее. В Европе уважают старые Mercedes и прочие марки. У нас были «Волги», «запорожцы», «москвичи» и «жигули». Наверное, пока автокультура не настолько развита, но нужно делать так, чтобы люди не забывали и эти машины.
Планы по доработкам «запорожца» есть, но вовсе не грандиозные. Возможно, когда-нибудь поменяю двигатель, но для этого нужно время. А пока считаю проект завершенным. Езжу по выходным с женой, выбираюсь на выставки, в том числе на «Лакацыю». Также планирую посетить Vintage Day в сентябре. Вот туда обязательно поеду!