Недавно в Беларуси закончилось общественное обсуждение проекта указа «Об автомобильных перевозках пассажиров». Этот документ Минтранс разработал для регулирования рынка именно нерегулярных перевозок и такси.
В нем идет речь о создании реестра таких перевозчиков, запрете на оказание подобных услуг для нерезидентов, обязательном оснащении транспорта видеорегистраторами с хранением информации и других дополнительных требованиях.
Сначала о документе говорили именно в привязке к рынку такси, но, как оказалось, у служб маршрутных такси к законопроекту тоже возникло много вопросов. Прежде всего потому, что такие предприятия часто одновременно оказывают услуги как по регулярным, так и по нерегулярным перевозкам.
Каким образом будет регулироваться работа тех, кто работает как на маршрутах, так и по заказам, в рамках нового реестра?
Оксана Мягкова, председатель Межрегиональной ассоциации перевозчиков
— Сегодня в проекте указа нет четкого обозначения, кто из перевозчиков — если мы говорим о маршрутках — должен быть в него включен. Если регулярный перевозчик оказывает услуги в нерегулярном сообщении (например, периодически перевозит туристические группы), нужно ли включать его в этот реестр? — задается вопросом председатель Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксана Мягкова.
По словам руководителя ассоциации (а эта организация объединяет свыше 100 перевозчиков, работающих на городских, пригородных, междугородних и международных маршрутах), сегодня многие регулярные перевозчики время от времени занимаются нерегулярными перевозками — обслуживают тургруппы, свадьбы, корпоративы…
— Законом это не запрещено. Но получается, что тогда в реестр попадут все перевозчики с маршрутными такси, — рассуждает специалист. — Неясно также, когда перевозчик должен быть включен в реестр: имея намерение оказания услуг в нерегулярных перевозках или же по факту их осуществления?
О правилах игры: нужны четкие критерии и переходный период
Есть у перевозчиков и другие вопросы: кто будет вести реестр и контролировать соблюдение критериев (каких, кстати?) для включения в него, за какие именно «грубые нарушения» из него будут исключать, что повлечет исключение для конкретного перевозчика?
— Кроме четких критериев, которые показывали бы, кто должен быть включен в этот реестр, а кто — нет, на наш взгляд, необходим определенный переходный период. Чтобы бизнес смог перестроиться на новые рельсы и оценить, как все эти нововведения будут работать на практике, — считает Оксана Мягкова.
Ведь если принять решение, что сегодня или завтра все должны начать работать по-новому, то можно добиться обратного эффекта. А именно — получить хаос на рынке, когда ни перевозчики, ни контролирующие органы толком не знают, что делать в том или ином случае.
О видеорегистратарах: новые затраты оплатит потребитель
— Сегодня во многих маршрутках уже установлены видеорегистраторы. Но теперь возникают вопросы к требованиям о хранении информации. Например, нет четкого алгоритма, на каких носителях или в каком формате нужно сохранять записи, — говорит председатель ассоциации.
Оксана Мягкова также отмечает, что для крупных компаний с большим автопарком это может стать серьезной проблемой. Для хранения информации им придется приобретать дополнительную технику. Вероятнее всего, также понадобится нанимать специалистов, которые будут вести учет данных, заниматься их переносом с одних носителей на другие и т. д.
— Все это повлечет дополнительные затраты и отразится на себестоимости перевозок. Компенсировать их будут, естественно, за счет пассажиров, то есть стоимость услуги возрастет, — отмечает специалист.
О «сером» рынке и методах борьбы с ним
При разработке проекта указа было заявлено, что одной из его основных целей является борьба с нарушениями и «серым» рынком в сфере перевозок пассажиров. Но, по словам Оксаны Мягковой, сначала нужно определиться, что считать «серым» рынком.
Ведь те же «нерегулярщики» по факту работают в правовом поле: их машины проходят техосмотр, водители — предрейсовые осмотры, для пассажиров приобретается страховка. Единственное отличие в том, что у них нет договора с оператором пассажирских перевозок и карт маршрутов, получить которые совсем непросто.
Как говорит руководитель ассоциации, в регионах, где операторы проводят анализ рынка, изучают спрос и предложение, собирают информацию от перевозчиков, автовокзалов и транспортной инспекции, практически нет нерегулярных перевозчиков, работающих под видом регулярных.
А вот там, где ситуацию с маршрутными перевозками не анализируют и расписание регулярных рейсов не всегда соответствует реальному спросу, свободную нишу занимают нерегулярные перевозчики.
— Возможно, в сфере перевозок маршрутными такси и вовсе не стоял бы вопрос о создании такого реестра, если бы вход на рынок регулярных перевозок и возможность получения карточек маршрутов были более открытыми, — считает эксперт. — Если создать для всех одинаковые условия и правила, то в целом рынок перевозок от этого только выиграет.