Что нужно, чтобы стать успешным мастером по татуировкам? Для слонимчанки Ирины — это страсть, упорство и три года неутомимой практики. Открываем страницы ее удивительной карьеры.
– Ирина, расскажите о себе, чем занимаетесь?
– Я тату-мастер, и уже три года я официально работаю в Слониме.
– Когда впервые появился интерес к искусству?
– Начала рисовать я ещё со школьных лет. В детстве я часто рисовала, особенно мне нравилось придумывать новые виды почерка. Помню, как однажды моя учительница сказала мне: «Если ты будешь продолжать в том же духе, то в будущем будешь рисовать обои». Это воспоминание всегда вызывает у меня улыбку.
– Почему, несмотря на Ваше увлечение, Вы решили не поступать в художественное учебное заведение?
– Когда пришло время выбора профессии, были 90-е годы, и перспективы для художника были не очень яркими. Родители говорили, что максимум, что я смогла бы делать — это рисовать плакаты в кинотеатре. Они тогда повлияли на моё решение, у них были иные планы относительно моей карьеры. Родители видели во мне скорее медика или продавщицу, а художественное направление им казалось не слишком перспективным. Я поступила в Гродненский торговый колледж. После окончания колледжа я работала в «Свитанке» продавщицей.
– Как вернулись к рисованию?
– У моего мужа был мебельный бизнес, и я некоторое время работала у него. Позже, благодаря его помощи, открыла своё ателье и занималась продажей тканей и обуви. Находясь в декретном отпуске, я изучала информацию о татуировках и уговаривала мужа позволить мне поехать на обучение к тату-мастеру. И наконец он согласился.
– Интересно, почему Ваш муж был против вашего решения посвятить себя тату-искусству?
– Он воспринимает эту профессию с опаской. Есть много рисков для здоровья в связи с инфекционными заболеваниями, в такой работе могут возникать непредвиденные ситуации. Поэтому он был осторожен по отношению к моему выбору.
– Где Вы получили свои первые навыки в области татуировки?
– В Минске тогда открыли филиал питерской школы татуировки. Я там прошла обучение и получила свои первые базовые знания. С тех пор я постоянно совершенствуюсь, участвуя в различных тренингах, которые проводятся в нашей стране.
– Во сколько Вам обошлась учеба на тату-мастера?
– Обучение стоило очень дорого. Например, в Барановичах цена за базовый курс была две тысячи долларов. В той школе, где я училась, я заплатила 1800 долларов. И это не учитывая проезд, проживание и питание.
– И сколько времени длился Ваш базовый курс?
– Базовый курс продолжался всего пять дней.
– Так, за пять дней вы заплатили 1800 долларов? Почувствовали ли Вы себя профессионалом после такого обучения?
— Да, я заплатила такую сумму. Но честно говоря, после курса я не чувствовала себя профессионалом. Я приехала домой и много работала бесплатно, потому что понимала, что мой уровень навыков еще далек от профессионального. Было очень обидно за потраченные деньги. Позже я связалась с владелицей школы, и она помогла мне с организацией дополнительных занятий с другим преподавателем. Я продолжала учиться до тех пор, пока не стала чувствовать себя уверенным мастером. Теперь я понимаю, что базового обучения недостаточно, чтобы быть настоящим специалистом. Я осознала, что работа тату-мастера требует постоянного развития и обучения. Все мои сертификаты стоили денег. Самый дешевый из них обошелся мне в 300 рублей.
– Вы говорите о значительных инвестициях в ваше обучение. Насколько велики были Ваши затраты на материалы для работы?
— В начале моей карьеры я потратила около двух тысяч долларов на материалы. Мы приобрели не самое дешёвое оборудование, так как муж убеждал, что качественное оборудование при необходимости можно будет быстро продать.
– А помните ли Вы свою первую работу?
— Конечно! Это была графика, в основном маленькие изображения. Сейчас, имея опыт, я осознаю, что даже на первый взгляд простые графические работы с множеством контуров могут быть сложными для начинающего мастера. Например, надписи, которые кажутся простыми, требуют большой точности. Это похоже на чистописание: одна неправильная буква — и твоя запись уже выглядит неряшливо. А на человеческом теле ошибок быть не должно.
– По Вашим словам, даже незначительные ошибки могут стать критичными в Вашей профессии.
– Да, абсолютно верно. Казалось бы, маленькие и тонкие работы на самом деле не терпят никаких ошибок. В каждом штрихе должна быть точность и уверенность.
– Какие у Вас расценки на работы?
— Цены начинаются от 70 рублей. Я понимаю экономическую ситуацию у нас, поэтому мои цены ниже, чем в том же Минске. Если бы я поставила такие же цены, как там, многие здесь просто не могли бы себе позволить татуировку. А это на самом деле роскошь. По этой же причине я не торгуюсь. Это как с ювелирными изделиями — вы же не будете торговаться в магазине ювелирных украшений?
– А какая у Вас максимальная стоимость работы?
— Все зависит от конкретного заказа. Если, к примеру, человек приходит с желанием сделать рукав, стоимость будет зависеть от сложности эскиза, детализации, наличия цвета и других параметров. Я рассчитаю, сколько времени потребуется на работу, и после этого назначаю цену. Весь процесс обычно разбивается на несколько месяцев — клиент приходит раз в месяц и оплачивает каждый сеанс отдельно. Я предпочитаю зарабатывать деньги, а не просто отрабатывать их.
– Итак, максимальная стоимость может достигать 1500–2000 тысяч рублей?
– Да, именно так.
– Скажите, за три года работы Вам, наверное, приходилось работать с довольно большим количеством клиентов?
– Да, я работала с довольно многими, и, к сожалению, всех уже не вспомнишь. Хотя иногда узнавать клиентов удается по их татуировкам. Это всегда так приятно, когда тебя узнают и машут рукой на улице!
– А какие трудности Вы встречали на начальном этапе своей карьеры?
– Трудностей было много. В частности, были финансовые проблемы. У нас законы меняются довольно быстро. Ранее мы могли регистрироваться как самозанятые, но теперь система налогообложения изменилась. Раньше мы платили 5% от выручки, теперь уже 20%. И стоимость расходников также достаточно высока. Например, мой кассовый аппарат обошелся мне в тысячу рублей. Поэтому рассрочки очень помогали.
– Интересно, были ли у Вас клиенты с необычными или даже странными просьбами?
– О, да. До сих пор иногда приходят предложения, которые я нахожу неприемлемыми. Я не делаю тату на лице и на ладонях. Также я отказываюсь делать татуировки пошлого содержания или на интимных частях тела. У каждого мастера свои принципы и границы, которые он не готов пересекать.
– Как Вы думаете, что отличает Вас от других мастеров не только в Слониме, но и в Беларуси в целом?
– Мне кажется, что каждый мастер уникален по-своему. Однако если говорить о том, что делает меня особенной, то, возможно, это моя бесконечная жажда знаний и стремление к совершенству. Я верю в то, что никогда не стоит останавливаться на достигнутом, всегда есть куда стремиться и что изучать.
К тому же я очень трепетно отношусь к каждому своему клиенту, стараясь создать для него уникальное и качественное изображение. Мои клиенты часто говорят, что они ценят во мне именно этот индивидуальный подход.
А в общении с коллегами я стараюсь всегда оставаться открытой для диалога.
– Хватает ли Вам дохода на комфортную жизнь?
– В нашей семье мой муж даже не знает, сколько я зарабатываю, и никогда этим не интересовался. Вот недавно я купила в салон себе новое кресло, а деньги брала у мужа. Свой доход я трачу на моих детей и свое развитие.
– Вы упомянули, что много инвестируете в своих детей, можете рассказать подробнее?
– Конечно. Я не могу ни в чем отказать своим детям, будь то одежда или образование. Я понимаю, что в современном мире важно вкладывать в образование, потому что только так у них будет перспектива. Поэтому я активно инвестирую в их развитие.
– А как насчет Ваших личных расходов?
– Я также вкладываю много в своё развитие. Например, я часто посещаю мастер-классы и курсы для повышения квалификации. Мой сын недавно подарил мне iPhone, чтобы я могла делать фото своих работ. Что касается других покупок, то я не делаю больших трат. Иногда покупаю небольшие вещи для салона или для дома, но большую часть своего дохода я инвестирую в дом, детей и своё развитие.
– У Вас есть собственные татуировки?
– Очень хочу, но у меня их нет. Мой муж категорически против этой идеи, пока…
– Что вдохновляет Вас на создание новых работ?
– Каждая новая работа для меня — это не просто задание, это погружение в процесс, я полностью растворяюсь в нем. И именно эта страсть к своему делу вдохновляет меня на создание новых шедевров.
– Есть ли определенный стиль или направление, в котором Вы предпочитаете работать?
– Мне очень по душе графика. Также я занимаюсь удалением татуировок лазером. Сейчас очень много людей хотят избавиться от своих старых рисунков.
– Сколько стоит такая услуга?
– Цена за один выстрел лазером составляет две копейки.
– Безопасно ли это для клиентов?
– Да, процедура безопасная, нарушений кожных покровов не происходит. На сегодняшний день в мире идет обсуждение о том, чтобы обязать клиентов сдавать анализы перед посещением тату-мастера, поэтому, может быть, и мне в будущем придется вводить систему картотеки клиентов и требовать медицинские справки о состоянии их здоровья. Ведь риски, связанные с работой с человеческой кожей, существуют, и я хочу исключить любые возможные проблемы.
– Как Вы обеспечиваете безопасность и качество своей работы?
– Я использую только одноразовые расходные материалы и не экономлю на оборудовании. У меня есть три машины для татуировки: одна специально для перманентного макияжа и две для татуировок. Одна из них беспроводная, на случай если отключат электроэнергию — ведь в процессе работы нельзя оставить дело на полпути.
– Расскажите о самой запоминающейся или сложной работе, которую Вы выполняли.
– Первый мой рукав был для меня настоящим испытанием и оказался очень сложным. Но самая запоминающаяся работа была совсем недавно, когда ко мне пришла пожилая клиентка, ей было 72 года. Она рассказала мне, что узнала о нашем салоне, ехала в автобусе, планировала купить рассаду, но решила сделать татуировку вместо этого. Хоть я обычно работаю по записи, но отказать такой удивительной женщине я не смогла.
– И что же за татуировку она хотела сделать?
– Она выбрала надпись. Конечно, такой выбор может показаться простым, но для меня это было особенное и значимое задание.
– Ваша профессия связана с постоянным общением с людьми. Были ли моменты недопонимания или даже неприятные ситуации?
– Конечно, работа с людьми всегда непредсказуема. Но в основном я стараюсь находить общий язык с каждым и дарить людям радость новыми татуировками.
Да, за время своей практики мне довелось столкнуться с одним особенно неприятным случаем, когда клиентка пожаловалась на результат. При всей моей ответственности и детальности в подходе я всегда настаиваю на том, чтобы клиенты следовали рекомендациям по уходу за татуировкой. Это важно не только для сохранения качества рисунка, но и для здоровья кожи. Ответственность за окончательный результат на 80% лежит на клиенте, потому очень важно соблюдать все рекомендации мастера.
– Каждому человеку свойственны периоды повышенной активности и затишья. Есть ли у Вас любимое время года для работы?
– На самом деле мое самое любимое время для работы — это тот период, когда мои дети ходят в школу. Как только я завезу их утром, мне проще сосредоточиться на своем деловом графике.
– Наверное, летом у Вас спрос на услуги растет?
– О, абсолютно! Июнь особенно активен из-за студентов. Как только начинается лето, молодежь становится более открытой, показывая свои тела. Они видят татуировки у своих друзей и знакомых, что стимулирует желание сделать что-то похожее для себя.
– Не мешает ли Вам такой наплыв клиентов летом?
– Это двойственное чувство. С одной стороны, я, конечно, рада большому количеству заказов. Но с другой стороны, лето — это время каникул у моих детей. И я чувствую, что мне следовало бы уделять им больше внимания. Они ведь дома, и им нужно занятие, интересное времяпровождение. Так что иногда бывает сложно совмещать.
– Каждому мастеру свойственно искать источники вдохновения. Вдохновляетесь ли Вы работами других художников или коллег?
– Абсолютно! Я регулярно езжу на тату-форумы. Это прекрасная возможность встретиться с коллегами, обменяться опытом и узнать что-то новое. Когда к нам приезжают мастера, например, из Санкт-Петербурга, это всегда большой заряд мотивации для меня. Недавно ко мне приезжал организатор всех тату-мероприятий из Минска. Он дал мне массу ценных советов, особенно в части организации работы салона. Эти моменты очень важны для развития моего бизнеса.
– Планируете ли Вы какие-то изменения на основе этих советов?
– О, безусловно! Я уже думаю о ремонте в салоне. Все эти новые знания и советы от коллег заставляют меня двигаться вперед. И я очень благодарна за их поддержку и помощь. Ничто не мотивирует сильнее, чем понимание, что ты окружен настоящими профессионалами, готовыми прийти на помощь.
– Каждому мастеру нужна своя атмосфера для творчества. Какую музыку или развлечения предпочитаете во время работы?
– Знаете, я обычно включаю телевизор. Даю пульт в руки клиенту и говорю: «Смотри что хочешь». Но, как показывает практика, многие клиенты предпочитают просто поговорить.
– А есть ли какие-то фильмы или книги, которые недавно произвели на Вас впечатление?
– Я часто читаю книги по бизнесу. Это помогает мне в управлении моим салоном. Сейчас, например, я читаю книгу врача об удалении татуировок лазером. В моей профессии важно постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних новинок и методик. Это позволяет мне предоставлять клиентам лучшие услуги.
– Взаимодействие между мастером и клиентом — это ключевой момент в процессе создания тату. На Ваш взгляд, что самое важное в этом отношении?
– Для меня самым важным является понимание. Важно, чтобы между нами была взаимная ясность. Я как художник вижу определенное изображение или концепцию по-своему, но мне очень важно, чтобы клиент это видение разделял. Если у нас разные представления о том, как должна выглядеть татуировка, это может привести к недовольству и непониманию.
– Вы думаете, что все детали и моменты нужно обговорить до начала работы?
– Безусловно. Прежде чем начать непосредственно работу, мы должны обсудить все аспекты: дизайн, размер, место на теле и так далее. Это исключит потенциальные проблемы и недопонимания в дальнейшем. Нам важно доверие и уверенность в том, что мы идем к одной и той же цели.
– Ваша профессия довольно креативная и требует определенного подхода. Планируете ли Вы продолжить карьеру в этой сфере?
– Да, я надеюсь оставаться в этой сфере. Я действительно люблю то, чем занимаюсь, и не хочу менять ничего. Если судьба позволит, я буду и дальше работать в этом направлении.
– Как Вы совмещаете работу и личную жизнь, особенно с учетом того, что у вас трое детей?
– Это действительно непросто. Мои дочери — моя главная забота. Они учатся, поэтому моя рабочая смена зависит от их расписания. Обычно я работаю тогда, когда они в школе. Хотя, конечно, не все мои клиенты могут приходить в это время. Но я стараюсь делать так, чтобы мои рабочие часы не мешали мне проводить время с детьми. Благо я могу контролировать свой график.
– Ваши услуги включают в себя не только татуировки, но и перманентный макияж?
– Да, верно. Я всегда стремилась развиваться в разных направлениях. Перманентный макияж стал для меня естественным расширением моего бизнеса. На мой взгляд, это все взаимосвязано: и татуировки, и макияж. Открытие этой услуги стало логическим продолжением моей профессиональной деятельности.
– Это действительно великолепно, что Вы нашли способ расширить свои услуги и предложить клиентам что-то новое. Желаю Вам успехов, благодарных клиентов и непрерывного развития в Вашем деле.
– Спасибо за ваши добрые слова! Я стараюсь давать своим клиентам лучшее, и мне очень приятно, что мое стремление к развитию оценивают.
Более 40 тысяч вакансий в Минске предлагает Государственная служба занятости. Подобрали для вас самые свежие…
Эффективная защита пенсионеров - важнейший критерий социальной политики Беларуси. Какие вопросы чаще всего возникают при…
Слонимская ЦРБ может стать четвертым в Гродненской области межрайцентром.
Два музыкальных коллектива Слонимской детской школы искусств завоевали дипломы лауреата III степени на международном конкурсе.
Но и те, кто хочет сэкономить на стройматериалах.
20 ноября, на 72-м году жизни, остановилось сердце выдающегося тренера и наставника — Григория Ивановича…