Художник Александр Стеценко за работой (Фото из семейного архива)
Супруга Александра Васильевича Тамара Яковлевна в этот день писала этюд на живописном канале Огинского.
— Для Александра лучший подарок — это этюд. Поэтому я отправилась на пленэр и рисовала живописную природу, — говорит женщина.
Тамара Стеценко рисует пейзаж на живописном канале Огинского
Тамара Яковлевна, так же как и её муж, увлекается живописью, особенно любит изображать цветы и родные пейзажи, и делает это прекрасно. Художница родилась на Полесье, в небольшой деревне. С самого детства Тамара увлеклась рисованием, изображая всё, что окружало её. Александр Васильевич поддерживает её увлечение и сам создает картины с изображением природы, что приносит радость им обоим.
Супруги Стеценко
Александр Васильевич прошёл долгий путь в искусстве. Он окончил институт прикладного искусства во Львове и посвятил свою жизнь творчеству. За эти годы он объездил весь бывший Советский Союз, оставляя на своих полотнах следы самых разных уголков нашей страны. В его коллекции можно найти этюды, созданные в странах Балтии, Центральной России, в Новгороде, на Псковщине, Байкале, в Средней Азии и многих других местах.
С каждого пленэра он привозил по 15–20 этюдов. Особенно трепетно он относился к Беларуси, где нашёл вдохновение и живёт уже сорок лет. Беларусь он считает своей второй родиной и написал много стихов об этой стране.
Несмотря на возраст, Александр Васильевич продолжает активно творить. Недавно он нарисовал автопортрет. Более того, он пишет глубокие и проникновенные стихи. Один сборник его стихов дети подарили ему на 90-летие, а второй — на 95-летие.
У юбиляра пятеро детей. Две дочери от первого брака продолжили его путь, став художниками. Старшая дочь Ксения Стеценко — заслуженный художник Украины. Все дети в семье проявляют творческие способности: Варя, Тарас и Галя. Галя, по словам Тамары Яковлевны, самый творческий человек в семье: она занимается как традиционной живописью, так и цифровой графикой, и даже может расписать стены.
Gs.by встретился с этими удивительными, добрыми и открытыми людьми, чтобы узнать, как начинался их путь к искусству.
— Александр Васильевич, как началась Ваша любовь к искусству?
— Когда я был ещё маленьким, лет шести-семи, мы жили на Донбассе, в Луганской области, в деревне Войтово. Я родом с Луганщины. Мой отец был простым колхозником, а мать — дояркой. Однажды отец купил шкаф ручной работы, он был покрашен и покрыт лаком. В доме было три комнаты, шкаф поставили в большую комнату. Как-то я взял газету «Правда», которую выписывал отец, и стал рисовать на шкафу буквы из газеты. Я разрисовал весь шкаф. Отец увидел расписанный шкаф и крепко меня отшлепал. Наверное, тогда у меня появилась любовь к рисованию.
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
— Что Вам больше всего нравится рисовать?
— Мне нравится писать всё: пейзажи, портреты, натюрморты. Я пишу мало, но всегда о том, что волнует меня в данный момент и в то время, в которое я живу.
— Есть ли у Вас самая любимая работа?
— Я долго обдумываю каждую картину, вынашиваю идею, но больше всего я люблю те, на которых изображены важные события.
— Что вдохновляет Вас на создание новых картин?
— Самое большое вдохновение для меня — это моя супруга Томка. Она художник, окончила Глебовку, а потом Витебский технологический университет. Как говорил её отец: «Она родилась в зелёном раю 4 апреля 1959 года, в то время, когда лес только-только просыпался, когда берёзки угощали мальчиков и девочек своим соком, чтобы они росли здоровыми, а молодые сосенки надевали на себя веночки из ярко-салатовых иголочек. Аромат распускающихся почек пьянил и щекотал в носу, а из-под золотого листа уже тянулись к солнцу травинки вместе с разноцветными цветочками. Хотелось тогда, — продолжал её отец, — раздеться, поднять руки к небу и закричать во весь голос: «Я ваш! Я здесь живу!»
Я теперь не юноша полный сил,
Седина в моей бороде.
В моём сердце такой же неспокой,
Как и в годы моей молодости…
А как насчёт Тамары? Я признаюсь о ней.
Если и есть на свете слово,
Которое подходило бы так весне,
Так это и есть «люблю».
Другого слова ещё не создало человечество. Нет.
Если и есть женское имя,
Которое так греет, как греет солнце,
Так это Тамара, моя Тома.
Другого имени не хочу, — такое глубокое стихотворение посвятил Сашко своей любимой Томе. А с какой любовью он его читал, надо было слышать — слёзы катились из его глаз.
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
История Тамары и Александра началась в 1982 году. Тамара Яковлевна завершила обучение в Минском художественном училище и продолжила образование в Витебском технологическом университете, выбрав специальность «Дизайнер тканей». На третьем курсе, проходя практику на Херсонском хлопчатобумажном комбинате, она встретила Александра Васильевича, который был её руководителем. В то время он занимал должность старшего художника по разработке тканей. Так они и познакомились. Александр Васильевич был старше Тамары Яковлевны на тридцать лет, но чувства оказались сильнее всего. Потом два года длилась переписка.
— Дай Бог, чтобы мы смогли сохранить наше счастье, нашу любовь. Ведь ты — это я, я — это ты. Разве нужно ещё что-то придумывать? Сашко, я просто тебя люблю. Не грусти! Мы есть! — писала такие строки в письме своему любимому Сашко Тамара.
После того как Тамара завершила обучение в университете, они поженились и переехали в Слоним, где посвятили всю свою трудовую жизнь работе на фабрике «Текстильщик». Семейная пара художников разрабатывала дизайн продукции — одеял, полотенец, покрывал.
Тамара Яковлевна родом с Пинщины. С 1995 по 2012 год она работала главным художником на фабрике «Текстильщик» в Слониме. Свой талант она подарила слонимской земле. Её гобелены украшают различные интерьеры больших общественных помещений.
— Мы с Сашко на «Текстильщике» отработали 32 года художниками. Воспитывали троих детей, не были свободными художниками, а были художниками производства. Работа и семья занимали всё время, нам некогда было ездить на природу и рисовать. А когда вышли на пенсию, появилось время для творчества: устраиваем выставки по всей Беларуси, ездим на пленэры. Выставки — это всегда наша отдушина, и мы выставляемся с нашим местным объединением «Арт-Слоним». Дети поддерживают, помогают словом и делом, — говорит Тамара Яковлевна.
— Александр Васильевич, какие изменения в искусстве Вы заметили за время своей жизни?
— Испокон веков художник был рождён природой, которая дала ему глаза, чтобы видеть красоту, руки, которые могут рисовать, и мысли, которые могут выразить то, что он хочет. Природа есть природа, а живопись — цветок природы. Я понимаю себя и понимаю художников-реалистов. Мы показываем образ красоты. Есть художники, которые демонстрируют мастерство, чтобы было красиво, где каждая краска поёт. Каждый художник — это свет, главное, чтобы в работе художника была мысль. Если художник в глазах не показал радость, он не дорисовал. Глаза — это зеркало души.
Александр Васильевич и Тамара Яковлевна живут вместе сорок лет. Художник даже нарисовал картину, посвящённую этому событию. На картине надпись: «Сорок лет прожиты вместе — это много, и цветы теряют краски. Жаль, что так…».
— Александр Васильевич — наш философ и мудрец, — подмечает супруга.
— Я сорок лет живу в Беларуси. Это для меня вторая Батьковщина. Почти все мои стихи посвящены Беларуси.
Смотрю, а ко мне шагает
Высокий до неба,
Широкий, как устье Днепра,
Могучий, как дуб у дороги,
И певучий, как песня твоя.
Так кто ты, — спрашиваю,
А он улыбнулся любезно,
Покрутив русый ус, и сказал:
«Ты что, не узнаёшь?
Я бессмертный
От века до сегодня
Властитель этой земли — белорус».
Простите, друзья, за откровенность,
Теперь дорожу каждым словом.
Кто он — призрак или настоящий?
Как узнаю — обязательно скажу.
Александр Васильевич и Тамара Яковлевна продолжают участвовать в творческой жизни Слонима и Беларуси, их работы украшают выставки.
Такой вот союз художников, в котором искусство и любовь идут рука об руку уже больше сорока лет, продолжают дарить радость и красоту всем нам.
Александр Васильевич и Тамара Яковлевна идут по жизни вместе более сорока лет
Супруги Стецеко с внуком Мирославом
Искусствовед Галина Цыдик: «Чтобы нарисовать портрет, я должна любить человека»