Имена собеседников изменены. В последние месяцы каждый, кто пересекает границу с Евросоюзом, сам того не желая, автоматически становится нарицательным героем.
После распада СССР западная и северная белорусские границы повидали многое. Неизменно только одно: любые ограничения сказываются на простых людях, вынужденных рассчитывать только на себя.
Но, похоже, большой опыт в преодолении трудностей и пытливый ум заставляют приспосабливаться и искать возможности, а потом делиться знаниями с другими.
Журналист Tochka.by узнал, как и какую границу можно пройти за несколько часов в относительном комфорте и продолжают ли в Бресте продавать места в очереди.
На автобусе с проводницей
Алла с супругом и двумя детьми возвращалась в Белосток после летних каникул у бабушки. В их случае все прошло намного лучше, чем можно было ожидать.
В Беларусь они въезжали на автомобиле, который решили оставить для продажи. Поэтому было понятно, что назад придется добираться на автобусе. И выбор был сделан в пользу транзита через Литву.
Семья остановилась на варианте с пересадкой в литовском городе Мариямполе. Причем оба маршрута обслуживал один перевозчик, известный и в Беларуси, и в Европе. Соответственно, все билеты покупались онлайн сразу.
Собеседница живет в Гродненской области, семье было удобно сесть в автобус, следующий из Минска, в Лиде. Он ехал через менее ходовой белорусско-литовский пункт «Бенякони»/»Шальчининкай».
В итоге на пересечение границы ушло чуть более двух часов. Справились настолько быстро, что стыковочный транспорт в Мариямполе пришлось ждать еще около часа.
И даже с учетом сделанного «круга», судя по тематическим чатам, такая дорога на автобусе занимает намного меньше времени, чем через Брест.
Примечательно, что это были довольно комфортабельные автобусы с кофе и туалетными кабинками. А из Литвы в Польшу пассажиров и вовсе сопровождала проводница, как в поезде предлагавшая чай и еду.
Сын Аллы эмоционально признавался, что раньше никогда не пробовал такие вкусные блинчики.
Тут следует учитывать, что ситуация способна меняться едва ли не каждый день. То есть один и тот же путь в конкретную дату может получиться не таким успешным, как в любую другую.
День продержаться и ночь простоять
Не такой радужной выдалась поездка у Олега, который на личном авто возвращался в Варшаву через Брест. Но он подготовился не только морально, но и физически. И обратил внимание на тенденцию, которая раньше нигде не озвучивалась.
Собеседник пересекал границу в середине недели. Специально не выбирал день, так получилось само собой. Перед этим минчанин, как и всегда, запланировал ночлег в Бресте. Но столкнулся с тем, что все местные гостиницы были заняты.
Признается, что чудом нашел едва ли не последнее свободное место. Спрос настолько велик, что переполненными оказались даже, как шутит Олег, «полуторазвездочные общежития» без особых удобств.
Оказывается, многие из тех, кто едет в Польшу семьями, отправляют своих жен и детей ночевать в гостиницы. Таким образом, проблемы на границе благоприятно сказываются на заполняемости номерного фонда Брестчины, даже не самого комфортабельного.
За день до предполагаемого переезда Олег решил оценить ситуацию на арендном электросамокате. Но очередь оказалась настолько большой, что он даже не доехал до конца.
С мыслями «как будет – так будет» собеседник следующим утром закупился продуктами на два дня и отправился на границу.
Если в предыдущий раз ему поступило четыре предложения о продаже места ближе, то сейчас было только одно, и то не очень смелое. Недавние задержания, судя по всему, дают о себе знать.
А затем, чтобы никто не влез без очереди, следила машина ГАИ. Люди записывали номера, и, если кто-то проявлял наглость, подъезжала автоинспекция и восстанавливала справедливость.
Больше всего Олега удивило то, что дорожная полиция будила водителей, когда пограничники запускали очередную партию машин. Такого «сервиса» от ГАИ белорус никак не ожидал. Со стороны Польши ничего подобного не было, спящих просто объезжали.
Зато, в отличие от польских таможенников, белорусские ввели такое понятие, как выборочная проверка. Обычно на выезде все заканчивалось на паспортах. Сейчас же могут устроить доскональный контроль любого автомобиля.
Под повышенное внимание попала и машина нашего собеседника. В его случае наибольший интерес вызвало количество перевозимых денег. Причем проверяющие очень подробно спрашивали, где именно они лежат.
Со всеми нюансами на пересечение границы на авто белорусу пришлось потратить рекордные для него почти 30 часов. В 11:00 Олег замкнул очередь с белорусской стороны и окончательно въехал в Польшу в 16:00 следующего дня.
Гайд для очередников
Журналист Tochka.by решил актуализировать информацию, просмотрев тематические чаты в Telegram. В частности, один из самых востребованных – «ГраницаBY Беларусь-ЕС», где почти 90 тыс. подписчиков и подгруппы (автомобильные и автобусные) для каждого из открытых сегодня пунктов.
Автобусный переезд через «Бенякони»/»Шальчининкай», похоже, действительно самый быстрый.
«Автобус из Минска 3:00 через Лиду. В 5:45 на границе Республики Беларусь, 8:45 выехали от литовцев. Вся граница 3 часа», – сообщает пост от 13 сентября.
Днем того же предвыходного дня времени ушло несколько больше: «11:10 заехали в зону ожидания «Бенякони», были шестые, 12:46 прошли белорусов, в 14:00 заехали к литовцам, в 15:30 выехали от литовцев. В общей сумме 4,5 часа. Чемоданы вообще не проверяли», – делится информацией еще один подписчик.
Что касается автомобильного переезда «Брест»/»Тересполь», то одна из пользовательниц мессенджера не поленилась составить мини-гайд на основе предыдущих сообщений.
Например, она рекомендует вновь прибывающим сразу познакомиться с соседями. Лучше сделать фото своей машины с рядом стоящими, чтобы можно было, отъехав и вернувшись, избежать спорных ситуаций. И максимально привлекать к контролю очереди всех ее участников, поскольку многие не сидят в чатах и могут вообще впервые оказаться на границе.
Также сознательная подписчица оставила советы по движению в темное время суток и обозначила места, где могут проявить себя «влезуны». Как говорится, спасение стоящих и постепенно проезжающих – дело рук самих проезжающих.